РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» ИМЕНИ С.П. КОРОЛЁВА г. Королёв Московской области.
Современное наименование предприятие получило в 1994 г. До этого было известно как Особое конструкторское бюро-1 (ОКБ-1), Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), Научно-производственное объединение (НПО) "Энергия".
На предприятии в середине 40-х - начале 50-х годов ХХ века были созданы первые отечественные баллистические ракеты различных типов - от мобильных сухопутных комплексов тактического назначения до баллистических ракет подводных лодок и стратегических межконтинентальных носителей термоядерного оружия. Здесь было разработано 14 стратегических ракетных комплексов, 11 из которых были сданы на вооружение и переданы в серийное производство на другие заводы, в том числе комплексы первых жидкостных и твердотопливных ракет, включая ракеты на высоко- и низкокипящих компонентах жидкого топлива. Первая космическая ракета Р-7, которая до настоящего времени остается одной из самых надежных космических ракет в мире. Этими проектами были заложены основы дальнейшего развития ракетного вооружения страны.
С начала 50-х годов предприятие инициировало и возглавляло работы практически по всем направлениям развития космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли (1957) и первая ракета космического назначения типа Р-7 ("Спутник"), доставившая его на орбиту, первый полет человека в космическое пространство, осуществленный гражданином нашей страны Ю.А. Гагариным (1961), первые автоматические аппараты, запущенные к Луне и планетам Солнечной системы - Венере и Марсу (1959-1969), первые спутники для научных исследований (с 1957), первая "мягкая" посадка на Луну (1966) - все это было создано и осуществлено благодаря гениальной мысли и инициативе талантливого инженера и организатора, главного конструктора отечественных ракетно-космических систем, основоположника практической космонавтики академика С.П. Королева.
При головной роли предприятия созданы и эксплуатировались:
отечественные пилотируемые космические корабли "Восток" (1960-1963), на одном из которых совершил полет Ю.А. Гагарин, "Восход" (1964-1968), "Союз" (1966-1981),
Союз Т" (1979-1986), "Союз ТМ" (1986-2002),
отечественные грузовые космические корабли "Прогресс" (1978-1989), "Прогресс М" (с 1989),
орбитальные станции "Салют" (1971), "Салют-4" (1974-1977), "Салют-6" (1977-1982), "Салют-7" (1982-1991) и многомодульная станция "Мир" (1986-2001),
космическая орбитальная обсерватория "Гамма" астрофизического и геофизического направлений (1990-1992),
космические аппараты "Зенит" для детальной фотосъемки земной поверхности (1962),
первые отечественные спутники связи "Молния-1" (1965),
многоразовая космическая система "Буран" с крупнейшей в мире ракетой-носителем "Энергия" (1987), которая до настоящего времени не имеет технических аналогов в мире, и многоразовым орбитальным кораблем "Буран" (1988),
а также разработаны другие проекты, направленные на развитие перспективных средств ракетно-космической техники (пилотируемые лунные комплексы Л1, Л3, ракета-носитель сверхтяжелого класса Н1, многоцелевой орбитальный комплекс, марсианский пилотируемый комплекс и др.). Предприятие являлось активным участником международных космических программ: "Союз-Аполлон", "Интеркосмос".
Музей состоит из демонстрационного зала (1 300 м2), зала Трудовой славы и Мемориальной комнаты С.П. Королева (250 м2).
В демонстрационном зале показана история создания отечественной ракетно-космической техники: от первых отечественных баллистических ракет дальнего действия до ракеты-носителя "Энергия" и комплекса ракетно-космического назначения "Морской старт", от первых искусственных спутников Земли до пилотируемых и транспортных космических кораблей всех модификаций.
Условия посещения музея:
школьники старше 14-ти лет;
посещение музея платное по предварительной записи в составе группы численностью 20 - 60 человек (иностранные граждане - от 10 человек). Если численность группы меньше 20 человек (10 - для иностранных граждан), то оплата производится за всю группу.
Время проведения экскурсий:
понедельник - четверг: 9.00 - 16.00;
пятница и предпраздничные дни: 9.00 - 15.00.
Запись на экскурсию:
за месяц до посещения по телефону (495) 513-89-95 необходимо согласовать дату и время посещения;
заполнить бланк-заявку и отправить его по факсу (495) 513-86-20;
по тел. (495) 513-89-95 убедиться, что заявка успешно получена;
за 2 дня до посещения уточнить время экскурсии.
B музее РКК "Энергия" хранятся подлинные: спускаемый аппарат первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, многоместный аппарат "Восход-2", из которого впервые в мире космонавт Алексей Архипович Леонов осуществил выход в открытый космос, натурный макет первого международного орбитального комплекса "Союз-Аполлон", натурный макет орбитальной станции "Салют", натуральный макет базового блока и модуля "КВАНТ" орбитального комплекса "Мир" и много другое.
Сергей Павлович Королев—выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.
Кабинет С.П. Королева
Глобус Земли из кабинета С.П. Королева.
Зал Трудовой Славы.
Первый искусственный спутник земли (ИСЗ)
Второй искусственный спутник земли
Третий искусственный спутник земли
Автоматическая межпланетная станция "Луна 2"
Автоматическая межпланетная станция "Луна 3"
Система искусственных спутников земли "Электрон" - "Электрон-1".
"Электрон-2".
Искусственный спутник земли "Молния-1"
Автоматическая Межпланетная станция "Венера-3"
Глобус Венеры с отметкой привенеривания автоматической станции.
Подлинные спускаемые аппараты "Восток" и "Союз"
Космические скафандры и спасательные костюмы космонавтов.
Тренировочный скафандр.
На этом аппарате летали Белка и Стрелка.
А на этом Уголёк и Ветерок.
Спускаемый аппарат Ю.А. Гагарина.
Последствия прохождения плотных слоев атмосферы.
Остатки катапультируемого кресла В.В. Терешковой
Валентина Владимировна Терешкова (6 марта 1937, деревня Большое Масленниково, Тутаевский район, Ярославская область) — советский космонавт, первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор.
Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии (отец — из-под Могилёва, мать — из деревни Еремеевщина Дубровенского района). Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец — тракторист, мать — работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Валентины погиб на Советско-финской войне.
В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 годы Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности.
В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова — космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.
Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру — изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.
Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа — параболической горки — внутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3—4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.
Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.
Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
Космические корабли "Союз"
Внутри аппарата.
Специальные космические инструменты.
Шлюз для выхода в открытый космос. А. Леонов был настоящим Героем.
Алексей Архипович Леонов (30 мая 1934г, село Листвянка, Тисульский район, Западно-Сибирский край) — советский космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос.
В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта. Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Орбитальный комплекс "МИР".
Макет
Мир («Салют-8») — советская (позднее российская) орбитальная станция, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс.
Проект станции стал намечаться в 1976 году, когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции нового поколения, начались работы над базовым блоком, бортовым и научным оборудованием. Но к началу 1984 года все ресурсы были брошены на программу «Буран», и работы над станцией оказались практически заморожены. Помогло вмешательство секретаря ЦК КПСС Григория Романова, поставившего задачу завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС.
Над "Миром" работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей.
С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. Также на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 международных с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.
В рамках программы «Мир — Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.
В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.
Часть подлинной солнечной батареи станции "Мир"со следами попадания мелких метеоритов.
Модуль "Квант"
Кровать космонавта, расположена вертикально, но это понятие относится только к Земле, где имеется притяжение.
Место над столом для хранения инструментов.
У Наших космонавтов на орбите были не только туалет (чего Американцы не создали до сих пор) но и
Космический душ.
И космическая баня. От использования душа и бани было решено отказаться в связи с физическими свойствами воды которая в условиях невесомости ведет себя необычно.
Макет Союз-Аполлон
Обзор подготовлен по материалам сайтов: www.energia.ru, www.nnm.ru, www.ru.wikipedia.org.
Внимание!
Данный материал был взят в свободном распространении в сети Интернет, и предназначен только для ознакомления. Все права на материал принадлежат их авторам. Владельцы (администрация) сайта не несут никакой ответственности за дальнейшее использование данного материала. Если Вы являетесь автором данного материала, представленного на данном ресурсе и считаете, что размещение каких либо файлов, нарушает Ваши авторские права, тогда свяжитесь с администрацией сайта, и мы удалим эти файлы.