Республика Адыгея — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столица — город Майкоп.
Как обманули хаджи
В одном ауле сирота-бедняк пас аульных коров, Все, что ему платили за труд, он отдавал на хранение самому почтенному человеку в ауле — хаджи. Тот всегда охотно принимал деньги на хранение и всякий раз заверял пастуха, что деньги его будут целехоньки и он сможет забрать их в любое время, когда только потребует.
Йарень радовался, что такой почтенный человек покровительствует ему.
Прошло много лет. Собрался пастух жениться и решил взять у хаджи свои деньги. Пришел он к нему.
— Благодарю тебя, хаджи,— сказал он,— за то, что ты столько лет хранишь мои деньги. Теперь они понадобились мне, и я пришел за ними.
Хаджи выгнал парня на улицу с криком.
— Посмотрите на этого оборванца! Он говорит, будто хранил у меня свои деньги! Откуда могли они взяться у бездельника, который до сих пор не имеет собственного дома!
Опечаленный, пошел парень назад к своему стаду. Навстречу ему шла женщина.
— Что случилось, сын мой, что огорчило тебя? — обратилась она к пастуху.
Рассказал ей юноша о своей беде.
— Не горюй! Завтра утром приходи к хаджи, и ты получишь свои деньги!
На другой день снова пошел пастух к хаджи и стал требовать свои деньги. И снова хаджи стал кричать, будто ни о каких деньгах он знать не знает.
В это время в дом вошла женщина, которую пастух встретил накануне на улице.
Обрадовался хаджи, что теперь ему удастся легко избавиться от пастуха, и приветливо обратился к женщине:
— Скажи, соседка, какое дело привело тебя в наш дом, что тебя беспокоит?
— Ты знаешь, почтенный хаджи, что мой муж в отъезде. В доме я одна с детьми, муж долго не возвращается, а я боюсь хранить дома деньги. Вот я и подумала, а не отдать ли их тебе на хранение до приезда моего хозяина? Ради аллаха, наш святой отец, возьми деньги и сохрани их до возвращения моего мужа.
Такие слова очень понравились хаджи. Он знал, что у женщины гораздо больше денег, чем у бедного пастуха, и решил присвоить их.
— Аллах, аллах, разве я могу отказать женщине в такой просьбе, аллах покарает меня за это! Не беспокойся, соседка! Я возьму твои деньги и сохраню. Я возвращу их тебе в целости по первому твоему требованию! Вот и нашему пастуху я несколько лет хранил деньги, а теперь возвращаю, когда они ему понадобились.
С этими словами хаджи отдал пастуху деньги. В это время в комнату вбежал один из сыновей женщины, заранее предупрежденный ею.
— Скорее иди домой, наша мать, отец вернулся! Услышав такие слова, женщина пустилась в пляс, следом
за ней пастух, а потом к ним присоединился хаджи.
Удивилась женщина:
— Я танцую от радости, что вернулся мой муж, пастух оттого, что получил свои деньги, а ты почему пляшешь?
— А я от радости, что легко отделался от таких хитрых людей,— ответил хаджи.
Старинная притча
В ауле жила красивая девушка. Многие хотели ее в жены.
Она же сказала:
- Кто доберется до вершины камня, тот получит мое сердце и руку.
Девушка была настолько красива (смотреть невозможно – глаза болят), и юноши со всех аулов кинулись покорять этот камень, но все они разбивались и вскоре пошла молва, что девушка приносит несчастье.
Как-то на празднике молодые, крепкие всадники решили еще раз попробовать покорить этот камень. Неожиданно все увидели незнакомого всадника скачущего к камню. Конь как стрела взлетел по крутому, таящему множество опасностей склону. И когда всадник остановил дрожащего от напряжения коня на вершине камня, он снял с головы головной убор и повязку скрывавшую лицо, все увидели, что это не юноша, а девушка.
Она сказала:
- Сколько еще будут погибать наши братья из-за этой девушки, я остановила это кровопролитие, камень теперь покорен.
Сын бедной вдовы
Жила-была вдова. Была она бедная – бедней всех в ауле. Только и радости у нее что единственный сын. Мать души в нем не чаяла, трудилась днем и ночью, чтобы мальчик был сыт, обут и одет, но бедность не покидала ее дома. И решил юноша пойти в работники. Нанялся он чабаном к одному богачу. Договорились, что проработает он пять лет и за это время ни разу не должен отлучаться от стада.
Стал юноша чабаном. Прошло три года, и затосковал он по матери. Увидели это его товарищи-чабаны и говорят: «Пойди домой, проведай мать – не скажем мы хозяину, что ты отлучался».
Пошел юноша домой, повидался с матерью. Мать приготовила ему на дорогу гомыле, и рано утром отправился он обратно.
Идет он и вдруг видит на дороге змеенышей. Удивился он, почему так медленно они ползут, и решила, что голодные. Накормил их и пошел дальше.
В это время змея, мать тех змеенышей, вернулась с добычей. Удивилась она, когда увидела своих детей сытыми и веселыми. Змееныши рассказали, что накормил их какой-то добрый человек.
Догнала змея юношу:
– Зачем ты накормил моих детей, ты ведь знаешь, что люди и змеи – давние враги. Я хочу знать, что ты дал им, – дай и мне попробовать.
Отведала змея, что ели ее дети, и осталась довольна. И решила отблагодарить юношу.
– С этого дня ты станешь понимать язык птиц и зверей. Открой-ка рот!
Испугался юноша – много слыхал он о коварстве змей. Но что было делать? Открыл рот, и змея плюнула ему под язык.
Прислушался, что за диво! Сколько секретов зверей и птиц узнал он! Поблагодарил змею и пошел своей дорогой. Шел-шел, вот уже и видна вдали его отара; вдруг слышит он – одна ворона говорит другой:
– Сегодня ночью на эту отару нападут разбойники-волки и перережут все стадо; вот уж завтра наедимся мы с тобой досыта!
А другая ворона отвечает:
– Нам немало пищи достается и от чабанов, поэтому лучше бы, если бы эта отара осталась целой. Догадались бы чабаны уйти вот в ту лощину.
Пошел юноша дальше и слышит – два волка говорят о том же. Пришел он к чабанам, а как сказать им, что понял он разговор ворон и волков, как предупредить о беде? Думал, думал и решил сказать, что видел плохой сон, а потому лучше бы перебраться им вон в ту лощину. Посмеялись над ним чабаны и не стали перегонять отару. А юноша перегнал своих овец и сам укрылся в лощине. Только успел он сделать загон для овец, как услышал вой волка, предупреждающий других волков, что надо нападать на отару.
Разговор волков услышали собаки-овчарки, охранявшие отару; самая большая из них – красивая черная собака – сказала:
– Огромная стая волков собирается напасть на отару; если бы наш чабан зарезал самого жирного барана и накормил нас как следует, мы смогли бы одолеть волков.
Быстро выбрал парень самого жирного барана, зарезал его и накормил собак.
Когда ночью на отару напали волки, собаки без труда растерзали их. А от той отары, что паслась на прежнем месте, не осталось ни одной овцы – всех угнали серые разбойники.
Утром юноша выгнал свою отару из лощины и направился в аул. Навстречу ему валом валил народ – услышали люди о нападении разбойников-волков и спешили на помощь чабанам. Среди них был и хозяин отары, которую пас юноша. Обрадовался он, когда увидел, что все его овцы целы, щедро наградил юношу и отпустил домой.
И зажили юноша со своей матерью богато и счастливо.
Тигр и человек
Давно тигр жил в тайге. Думал тигр: «Сильнее меня нет никого на свете. Я самый сильный.» Так ходил, всех зверей пугал, кругом все боялись. Один раз, поймав добычу, тигр наелся и отдыхал под деревом. Слышит, кто-то позвал его. На ветке сидела птица. Говорит ему птица:
- Ты в самом деле думаешь, что самый сильный? Сильнее тебя есть!
Тигр сразу вскочил на ноги, вверх поглядел:
- Кто сильнее меня ? Говори!
Птица говорит:
- Человек сильнее тебя, вот кто!
Так сказала и улетела. Тот тигр, никогда не видавший человека, захотел увидеть его. Искать пошел. Ходил, ходил – навстречу лось попался.
- Ты человек, что ли ? – спрашивает тигр.
- Нет, - говорит лось, - человек совсем другой, ты его зачем ищешь ?
Тигр говорит:
- Хочу посмотреть на него.
Тот лось ему говорит:
- Зря ты его хочешь посмотреть. Человек сильнее тебя, он может убить.
Тот тигр смеяться стал. Пошел дальше. Навстречу изюбр попался.
- Ты человек что ли ? – спрашивает опять.
- Нет, я изюбр. Зачем ищешь человека ? Он сильнее тебя…
Тигр не поверил дальше пошел. Ходил, ходил. Смотрит – кто0то на двух ногах стоит, дерево рубит. Тот тигр, притаившись, разглядывать стал. Потом ближе подкрался. Человек заметил тигра. Спрашивает:
- Что тебе нужно ?
Тигр говорит:
- Хочу посмотреть человека.
- Вот как плохо ты задумал! – говорит человек. – Ты разве не знаешь, чтоон сильнее тебя ? смотреть на него опасно.
Тот тигр опять не поверил. Тогда человек говорит:
- Ладно. Я тебе помогу. Только надо привязать тебя к дереву, сейчас человека увидишь.
Так и сделал. Привязал туго тигра к дереву, сам пошел, взял ружье, выстрелил тигру прямо в глаз. Тот тигр реветь стал, просить стал:
- Отпусти меня, теперь вижу – ты, человек, сильнее меня.
Человек отпустил его, говоря:
- Теперь беги в тайгу, беги подальше и человеку не попадайся.
С тех пор звери человека боятся.
Трудовые деньги
У одного богатого отца был сын-лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, притом был очень расточителен. Отец, желая приучить сына к труду и сделать его бережливым, отвёз его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Хозяин, зная, что этот работник сын богатых родителей, не заставлял его особенно работать, хорошо кормил и хорошо одевал. По прошествии года он отдал ему золотой и отпустил домой. Приходит сын домой и даёт отцу заработанный золотой.
Отец взял золотой и, не рассматривая его, забросил в реку; сын же не обратил никакого внимания на такой странный поступок отца. На другой год отец отдал сына в работники к другому хозяину и тоже за один золотой в год.
Второй хозяин, как и первый, не принуждал работника к труду: кормил и одевал хорошо, а когда прошёл год, вручил ему золотой и отпустил домой. Пришёл сын к отцу и отдал ему золотой; тот взял золотой, забросил его в реку; сын по-прежному не придал никакого значения поступку отца.
На третий год отец отвёз сына в дальний аул, отдал его в работники к небогатому кабардинцу на год, не назначая за работу никакой платы. Новый хозяин с первого же дня заставил работника работать до полного изнеможения и только вечером, по окончании работы, накормил его. Тяжел показался лентяю труд: он обливался потом и часто до того обессиливал, что в изнеможении падал на землю, а хозяин ему отдыха не давал, называя его дармоедом. Со временем он так привык к работе, что хозяин всегда оставался им доволен. Проработал он год, понатёр на руках большие мозоли, а одежду свою изорвал и истрепал. По окончании года хозяин вручил работнику два золотых и отпустил его домой.
Пришёл сын к отцу и дал ему два золотых. Отец взял золотые и только было сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и схватил его за руку. Отец с удивлением посмотрел на сына, но тот сказал:
- Не бросай, отец, этих золотых в воду: они достались мне тяжёлым трудом!
Умная жена
Один мужчина поехал в гости на жеребой кобыле. У хозяев не было коновязи — в то время только уоркам разрешалось ставить во дворе кунацкую и коновязь.
Гость привязал свою лошадь к арбе хозяина, а сам лег спать. Ночью кобыла ожеребилась. Утром хозяин вышел во двор и увидел жеребенка. Обрадовался он и стал хвалиться, что его арба ожеребилась. Гость же, увидев жеребенка, сказал, что его кобыла была жеребая и жеребенок его. Заспорили гость с хозяином и решили пойти к пши, чтобы выяснить, кто же прав.
Пши дома не было — вышла к спорщикам его жена-гуаша.
— Что вы хотели от пши, зачем пришли? — спросила гуаша. Рассказали мужчины, как было дело. Выслушала их гуаша
и говорит:
— Придется вам подождать пши. Он поехал выгонять морских рыб со своего просяного поля и скоро должен вернуться.
— Что ты говоришь, гуаша! — в один голос закричали спорщики.— Разве могут рыбы выйти из моря и потравить просо?!
— Это такая же правда, как и то, что ожеребилась арба, так что отдай жеребенка гостю,— сказала гуаша.
Что было делать хозяину — пришлось ему отдать жеребенка.
Когда пши вернулся из наезда, ему рассказали о том, как рассудила гуаша спорщиков, и сказали, что этим она оскорбила мужа, так как вмешалась в мужские дела. Разгневанный пши решил прогнать жену.
— Ты оскорбила меня,— сказал он жене,— и не можешь больше оставаться в моем доме. Уходи к своим родителям: -можешь взять с собой все, на чем остановится твой взгляд.
— Хорошо,—сказала жена.—Я уйду, но разреши мне на прощание устроить семидневный хегашо.
— Давай устроим,— сказал пши.
Собрали они весь аул. Семь дней и ночей пили-ели, танцевали и веселились. Все семь ночей пши не сомкнул глаз.
Когда закончили джегу и гости разъехались, пши лег спать, мгновенно и крепко уснул.
А гуаша велела унаутам запрячь быков в арбу, положить в нее спящего пши, села в нее сама и отправилась к родителям.
Долго спал пши, а когда проснулся, никак не мог понять, где он находится.
— Где я? — наконец спросил он.
— Ты приехал вместе с женой к ее родителям,— отвечали ему.
Пши велел позвать жену:
— Ты поступила со мной еще хуже, чем в первый раз,—сказал он.— Зачем ты привезла меня сюда?
— Ты ведь сам разрешил мне взять с собой то, на чем остановится мой взгляд,— отвечала гуаша.— Мне нужен только ты — ничего другого я не взяла из твоего дома.
Задумался пши:
— Зря послушал я своих уорков, из-за них я едва не лишился такой разумной жены.
Он велел запрячь арбу и вместе с женой отправился к себе домой.