КАЛЛИГРАФИЯ (от греч . kalligraphia - красивый почерк), искусство красивого и четкого письма, вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также — учебная дисциплина.
История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на Ближнем Востоке, кисть в странах Др. Востока, птичье перо в Европе до 19 в.). Большой художественной выразительностью обладают многие образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии. БСЭ
Представьте себе стандартно-усредненную речь с искусственной модуляцией, или даже без таковой. Как бы не интересовала вас тема сообщения, мертвую, безликую речь мы долго слушать не станем. Так же и каллиграфия - это визуальное воплощение смысла, интонации и общего настроения повествования.
Сегодня многие страны признают, что каллиграфия – одна из базовых дисциплин, которая позволяет готовить специалистов будущего. И альтернативы почти нет, только музыка способна восполнить этот пробел.
До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления и организации знаков текста (за исключением монументальных надписей, и клинописи, не графической по принципу создания знаков). Технически связана с листовыми материалами (бумага, пергамент, папирус, шёлк) и графическими инструментами (тростниковое, птичье и металлическое перо, кисть) письменности.
Каллиграфическая эстетика эволюционировала в общем русле изобразительного искусства, испытывая в разные эпохи соответствующие стилистические влияния. По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.
Европейская каллиграфия.
Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны еще в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались формы букв, названные впоследствии "заглавными", строчные формы возникли позже, во времена Каролингов.
Появление христианства дало толчок искусству чистописанья на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство чистописания достигло в VII—IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства. См., например, статьи о Евангелии из Линдисфарна и о «зените западной чистописанья», Келлской книге.
Келлское евангилие.
Cлавянская каллиграфия.
Путь развития славянского, а, следовательно, и русского письма в корне отличается от путей развития латинского. Подробнее смотрите в статьях: Старославянские алфавиты Древнерусские рукописные книги
«После реформ Петра у нас стали появляться западные методики. С той поры мы теряем свои национальные черты, исконные традиции. Западные учителя привозили свои прописи, появился так называемый генетический принцип обучения письму. Мы забываем свой язык, и теперь, как и тогда, начинать нужно с древнерусского письма. Сливается воедино и рука, и инструмент, и буква, и звук. Получается целостное постижение всего мироздания. Буква какими-то таинственными особенностями связана со всей нашей культурой. Именно через изучение древнерусского письма мы приобщаемся к традиции, начинаем понимать скрытые доселе глубинные базовые структуры родной культуры.
Буква, как камешек, брошенный в воду: круги расходятся на много-много веков. В ней собрана история нашего народа. Древнерусская вязь – это одновременно и письмо, и орнамент. Русская книга не имеет аналогов в мире. То, что вкладывал в нее мастер, как он ее иллюстрировал, как он начинал оформлять и заканчивал. Древнерусская вязь уникальна, в иных культура ничего подобного не встречается». Петр Петрович Чобитько - мастер-каллиграфист.
Шумерская письменность.
Шумерская письменность — первая клинописная письменность в мировой истории. Древнейшие памятники, датируемые концом 4-го — началом 3-го тысячелетий до н.э., отражают ещё рисуночный характер шумерских иероглифов, но из-за специфического материала для письма (шумеры писали на глине) ещё в 3-м тысячелетии до н.э. идеограммы всё больше теряют связь между изображённым и значением, иначе говоря, превращаются в иероглифы. Из-за того, что писали на глине, иероглифы имели вид наборов чёрточек с клиновидными утолщениями на конце, откуда и название.
Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появляющимися к тому времени системами записи языка.
Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до н.э. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков — довольно четкие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлеченных понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе — ваза с вытекающей водой, старости — сгорбленный человек.
В Египте развились скорописные формы письма: иератическое (от греч. hieratikos — жреческий) письмо, а из него — более упрощенное, демотическое (от греч. demotikos — народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов.
Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.
Греческое, латинское и унциальное письмо.
С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикян, сосредоточивших в своих руках большую часть торговли Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, состоявший из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Их знаки отличались большой ясностью и геометрической простотой форм.
Греки дополнили финикийский алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили. Финикийские буквы, открытые влево, были повернуты лицом вправо. Изначально греческое письмо было левосторонним. Затем это левостороннее направление письма сравнительно скоро изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма от греч. bustrophedon — поворачиваю быка), где первая строка текста писалась справа налево, следующая — слева направо и т. д., причем и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо. Такой метод письма был перенят от метода работы землепашцев. Рассуждали примерно так: пахарь, пройдя первую борозду, не возвращает быков вхолостую к началу поля, а разворачивается и пашет в обратном направлении. Под влиянием греческого письма изменилось направление письма в латинской письменности.
В IV веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.
К греческому алфавиту восходит латинский. В I веке завершилось формирование римского капитального письма. Классический образец его — на знаменитой колонне Траяна (II век).
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой. В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем и в буквах.
Из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма — рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо). Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий, выделяемых слов и декоративных страниц. Античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи, написаны рустикой, а частично квадратным капитальным письмом.
В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все более проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал все более проникать и в письмо. Уже в одном из произведений третьего столетия, написанном в Египте, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.
Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, развившееся полностью в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Это письмо считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.
В унциале горизонтальные штрихи имеют малое значение, и поэтому в письме нет резких отсечек наверху и внизу. Унциал оставался в употреблении до VIII столетия, но унциальные формы, смешанные с формами капитального письма, встречаются и в более поздние времена в заглавиях и инициалах.
Если в капитальном письме слова друг от друга не отделены, то в унциальном письме VII века это новшество уже введено в употребление.
Старо-италийские виды письма. Готика.
Старо-италийские виды письма развились в IX, достигли своего совершенства в XI и были в употреблении еще в XIII столетии.
Нередко традиции искусства письма разных стран переносились в далекие края, где различные влияния переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письма. Такое письмо, известное под названием каролингского минускула (по имени династии Каролингов) к концу VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всем государстве швейцарских Франков, но и за его рубежами.
Каролингские минускулы, содержат почти все, что нам известно под именем строчных букв в нынешнее время. Беглому чтению мешает только унциальное t, длинные буквы s и f и часто встречающееся литературное r. Чтение затрудняет также отсутствие точки над буквой i. В наиболее совершенной художественной форме каролингский минускул представлен в IX столетии. Письмо того времени было особенно удобочитаемым и формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля.
В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля — готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоевывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а ее место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля. В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля.
В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим во всей Европе, за исключением Великороссии, где искусство письма развивалось по пути, отличному от западноевропейского.
Особенностями раннего готического письма являются темная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Сжатость письма позволяет уместить в строке больше текста и разделить страницу на два столбца, что еще раз подчеркивает принцип вертикальности и в построении страницы. Такое ломаное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань, старые мастера письма назвали текстурой (textura — буквально тканье).
В различных странах готическое письмо приобретало свои особые, местные черты. Так, например, в некоторых странах это проявлялось в более размашистом оформлении, в других — в более тяжелой и угловатой форме. Строжайший стиль готического письма разработали в XV столетии испанцы.
Идеографическое письмо.
Каллиграфия получила совершенно своеобразное развитие в странах идеографического письма (прежде всего Китай, Корея, Япония), родине алфавитного письма - территории современного Израиля и в странах распространившегося с VII в. Ислама. В Восточной Азии для чистописанья обычно используются тушь и кисточки для письма китайскими иероглифами (которые называются ханьцзы в Китайской Народной Республике (КНР), кандзи в Японии и ханчча в Корее). Каллиграфия (кит., Shufa, яп, Shodo, кор, Seoye, в переводе «путь письма») в Восточной Азии считается важным искусством, утончённой формой живописи.
Каллиграфия оказала влияние на некоторые стили живописи, использующие похожую технику (тушь), такие как суми-ё в Японии и Китайской Народной Республике (КНР).
Древнейшим образцом чистописания служит стиль письма на гадательных костях и панцирях черепах - цзягувэнь и гувэнь - древнее письмо. Древние тексты, надписи в стиле дачжуань (больших печатей) наносились на бронзовые ритуальные сосуды, которые особенно широко были распространены в середине II - середине I тысячелетия до н, э.
В конце III века до н. э., при императоре Цинь Ши-хуанди, был установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях) для государственных документов. Стиль сяочжуань, упростивший громоздкость стиля дачжуань и получивший особое распространение на цинских и ханьских каменных стелах, явился сильнейшим толчком для развития китайской чистописания и живописи. Самым известным памятником стиля сяочжуань была каменная стела - эпитафия "Ишаньбэй" ("Эпитафия с горы Ишань") из провинции Шаньдун.
В конце периода Хань искусство чистописанья достигает необычайно высокого уровня, что, несомненно, было связано с усовершенствованием кисти. Каллиграфия в этот период становится областью изящных искусств.
Арабская письменность.
Появление первой арабской письменности принято условно датировать первым веком хиджры – VII веком н. э. К этому времени арабский алфавит уже практически сложился, хотя и не окончательно. Этот архаичный почерк, достаточно примитивное письмо, был в ходу в Аравии с момента утверждения исламского государства, еще во времена Мухаммада и первых халифов. Уже в протоарабском алфавите наблюдаются ярко выраженные черты, характерные для классического арабского письма. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков. Орфография возникла чуть позднее – необходимость в огласовании текста назрела к концу VII века. Раннее арабское письмо походило на имитацию сирийского. К сожалению, совершенно точно датировать появление алфавита сложно, но все указывает на доисламский период происхождения.
Мусульманская каллиграфия – область декоративного художественного искусства, как самостоятельного, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут мусульманской религии, вобравший в себя элементы доисламского наследия. Характерная для чистописания условность художественного языка, что в рамках апофатической традиции предполагает даже превращение в абстрактный образ при потере первоначального значения, позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны, можно говорить о двух функциях чистописания – художественно-декоративной и религиозно-мистической.
Каллиграфия по-арабски: «хатт» или «хутут». Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.
Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, как зародилась арабская каллиграфия и где конкретно, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, все остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что куфи был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили чистописанья, как монументальные, так и курсивные. На самом деле, две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время это уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведенных примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерка в их первоначальном виде, иными словами – докурсивный и домонументальный — были схожи между собой.
Первым известным арабским каллиграфом, по преданию, считается Халид Аби Хаййаз, легендарная личность. По преданию он жил в VII веке н. э. Но о его достижениях трудно судить, поскольку не сохранилось никаких свидетельств и памятников. Затем, уже в XVIII веке каллиграф Готба изобрел 4 каллиграфических стиля – мекканский, мединский, басрийский и куфи, названные по месту предположительного происхождения, что, однако, также не подтверждается научно.
Современный музей чистописания — это первый музей в Российской Федерации, посвященный искусству письма.
По всему миру, в частности, в Турции, КНР, Японии, Объединенных Арабских Эмиратах, существуют музеи с постоянными экспозициями каллиграфических работ, в Российской Федерации же до августа 2008 года музеев с постоянной экспозицией каллиграфических работ не было. Музей был официально зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ 22 июля 2008 года.
КОНКУРС!
Теперь Вы имеете небольшое представление о каллиграфии. Попробуйте создать свои шедевры. Материалы и техники исполнения - на Ваш выбор, возможно использование компьютерных программ.
Я с нетерпением жду Ваших работ. Лучшие из них будут опубликованы на сайте , с указанием авторства, а Вам будут высланы
дипломы проекта на Ваш почтовый адрес.
В подготовке статьи использованы материалы из открытых источников интернета.