Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.
Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный Плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала.
До 2-й половины 19 в. Плакат называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16 в.), политические афиши во Франции в 18 в. и т.п. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников
информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию.
Плакат использует ряд специфических художественных средств. В Плакатe могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в Плакатe играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. Для многих Плакат на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера.
Появление Плакатa (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом хозяйстве, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные Плакаты быстро и большими тиражами.
Рекламный Плакат возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения (театральный Плакат часто по традиции называется афишей). Ведущая роль в развитии Плаката в конце 19 в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка Плаката: обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство Плакат конце 19 — начале 20 вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «модерн», отличающихся от произведений книжно-журнальной графики преимущественно размерами [работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США], либо носило натуралистический характер.
С начала 1910-х гг. Плакат постепенно теряет прямые связи с книжной -журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный характер носило творчество Л. Капьелло, в котором сочетались принципы «картинного» и «предметного» Плаката. В рекламном Плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в Германии, а с 20-х гг. — и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности Плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы Плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрёл образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр.
С 1920—30-х гг. Плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия 20 в. появился политические Плакаты. В числе авторов первых политических Плакатов были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный Плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определённое влияние на последующее развитие Плаката (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.).
Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического Плаката в Западной Европе. Стилистически Плакаты 1920—70-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажу); на
Тулуз Лотрек. 1895г.
А. Муха.
эволюцию Плаката повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Википедия, БСЭ.