Все материалы на сайте размещены исключительно в целях популяризации авторов и их произведений.
Внимание!
Данный материал предназначен только
для ознакомления. Все права на материал принадлежат их авторам. Владельцы (администрация)
сайта не несут никакой ответственности за дальнейшее использование данного материала. Если
Вы являетесь автором данного материала, представленного на данном ресурсе и считаете, что
размещение каких либо файлов, нарушает Ваши авторские права, тогда свяжитесь с
администрацией сайта, и мы удалим эти файлы.
Биография1933г.р.
Евгений Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Награжден орденами и медалями СССР, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.
За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.
В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.
Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области.
Поэт, романист, публицист - о его жизни и творчестве написано около десятка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю невозможно подчитать - оно огромно. Эти сведения при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.
В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).
ТРЕТИЙ СНЕГС. Щипачеву!
КОЛОКОЛЬЧИК
Смотрели в окна мы, где липы чернели в глубине двора. Вздыхали: снова снег не выпал, а ведь пора ему, пора.
И снег пошел, пошел под вечер. Он, покидая высоту, летел, куда подует ветер, и колебался на лету.
Он был пластинчатый и хрупкий и сам собою был смущен. Его мы нежно брали в руки
и удивлялись: "Где же он?"
Он уверял нас: "Будет, знаю, и настоящий снег у вас. Вы не волнуйтесь - я растаю, не беспокойтесь - я сейчас..."
Был новый снег через неделю. Он не пошел - он повалил. Он забивал глаза метелью, шумел, кружил что было сил.
В своей решимости упрямой хотел добиться торжества,
чтоб все решили: он тот самый, что не на день и не на два.
Но, сам себя таким считая, не удержался он и сдал. и если он в руках не таял, то под ногами таять стал.
А мы с тревогою все чаще опять глядели в небосклон: "Когда же будет настоящий? Ведь все же должен быть и он".
И как-то утром, вставши сонно, еще не зная ничего,
мы вдруг ступили удивленно, дверь отворивши, на него.
Лежал глубокий он и чистый со всею мягкой простотой. Он был застенчиво-пушистый и был уверенно-густой.
Он лег на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шел и шел в рассветной гамме
под гуд машин и храп коней,
и он не таял под ногами, а становился лишь плотней. Лежал он, свежий и блестящий,
и город был им ослеплен. Он был тот самый.
Настоящий. Его мы ждали. Выпал он.
Прости, мой милый, что в подъезде Под шум полночного дождя Сжимаю губы я по-детски Лицо легонько отводя.
Себя веду с тобою странно, Но ты ко мне добрее будь.
Мне быть обманутой не страшно,
Страшнее – это обмануть.
Ты не зови меня упрямой,
С тобой душою не кривлю.
Сказать 'люблю' – не будет правдой, Неправдой будет – 'не люблю'.
Нет, недотроги я не корчу,
Но лишь тогда не уходи, Когда какой-то колокольчик Забьётся, может быть, в груди.
Ты не казни и не помилуй, Я ни железо, ни гранит. Мне хорошо с тобой, мой милый, Но колокольчик не звенит.
Ты не зови меня упрямой,
С тобой душою не кривлю. Сказать 'люблю' – не будет правдой, Неправдой будет – 'не люблю'.
ДВЕ ЛЮБВИ
То ли все поцелуи проснулись, горя на губах. То ли машут дворы рукавами плакучих рубах Убеждая меня белой ночью, дразняще нагой, от любви дорогой не ходить за любовью другой. То ли слишком темно на душе, То ли слишком светло, То ли белая ночь, то ли ангельское крыло. Страшно жить без любви, но страшнее, когда две любви
Вдруг сойдутся, как будто в тумане ночном корабли. Две любви - то ли это в подарок с опасным избыnком дано, То ли это беда пригнет молнией ночью в окно Рассекая кровать раскаленным клинком попалам, Драгоценные некогда письма сжигая как жлам. Две любви - то ли это любовь, то ли это война, Две любви невозможны - убийцею станет одна, Две любви, как два камня скорее утянут на дно, Я боюсь полюбить, потому что люблю, и давно.
ПОТЕРЯ
ЛИШНЕЕ ЧУДОТ.П.
Потеряла Россия в России Россию. Она ищет себя, как иголку в стогу, как слепая старуха, бессмысленно руки раскинув, с причитаньями ищет буренку свою на лугу. Мы сжигали иконы свои. Мы не верили собственным книгам. Мы умели сражаться лишь с пришлой бедой. Неужели не выжили мы лишь под собственным игом, сами став для себя хуже, чем чужеземной ордой? Неужели нам жить суждено то в маниловском, молью побитом халате, то в тулупчике заячьем драном
с плеча Пугача? Неужели припадочность — это и есть наш характер, то припадки гордыни, то самооплева — и все сгоряча? Медный бунт, соляной и картофельный — это как сон безопасный. Бунт сплошной — вот что Кремль сотрясает сегодня, как будто прибой. Неужели единственный русский наш выбор злосчастный — это или опричнина или разбой? Самозванство сплошное. Сплошные вокруг атаманы. Мы запутались,
чьи имена и знамена несем, и такие туманы в башках на Руси,
растуманы,
что неправы все сразу, и все виноваты во всем.
Мы в туманах таких
по колено в крови набродились.
Хватит, Боже, наказывать нас. Ты нас лучше прости,
пожалей.
Неужели мы вымерли? Или еще не родились?
Мы рождаемся снова, а снова рождаться — еще тяжелей.
Все, ей-богу же, было бы проще и, наверно, добрей и мудрей, если б я не сорвался на просьбе — необдуманной просьбе моей.
И во мгле, настороженной чутко, из опавших одежд родилось это белое лишнее чудо в грешном облаке темных волос.
А когда я на улицу вышел, то случилось, чего я не ждал, только снег над собою услышал, только снег под собой увидал.
Было в городе строго и лыжно. Под сугробами спряталась грязь, и летели сквозь снег неподвижно опушенные краны, кренясь.
Ну зачем, почему и откуда, от какой неразумной любви
это новое лишнее чудо вдруг свалилось на плечи мои?
Лучше б, жизнь, ты меня ударяла — из меня наломала бы дров, чем бессмысленно так одаряла,— тяжелее от этих даров.
Ты добра, и к тебе не придраться, но в своей сердобольности зла. Если б ты не была так прекрасна, ты бы страшной такой не была.
И тот бог, что кричит из-под спуда где-то там, у меня в глубине, тоже, может быть, лишнее чудо? Без него бы спокойнее мне?
Так по белым пустым тротуарам, и казнясь и кого-то казня, брел и брел я, раздавленный даром красоты, подкосившей меня...
НЕЖНОСТЬ
ОЖИДАНИЕ
Разве же можно, чтоб все это длилось? Это какая-то несправедливость... Где и когда это сделалось модным: "Живым - равнодушье, внимание - мертвым?" Люди сутулятся, выпивают. Люди один за другим выбывают, и произносятся
для истории нежные речи о них - в крематории... Что Маяковского жизни лишило?
Что револьвер ему в руки вложило? Ему бы - при всем его голосе, внешности - дать бы при жизни хоть чуточку нежности. Люди живые - они утруждают. Нежностью только за смерть награждают.
В прохладу волн загнав
стада коров мычащих,
сгибает стебли трав
жара в застывших чащах.
Прогретая гора
дымится пылью склонов.
Коробится кора
у накаленных кленов.
Изнемогли поля,
овраги истомились,
и солнцу тополя
уже сдались на милость.
Но все-таки тверды,
сильны и горделивы
чего-то ждут сады,
и ждут чего-то нивы.
Пусть влага с высоты
еще не стала литься,
но ждут ее сады,
и ею бредят листья.
Пускай повсюду зной,
и день томится в зное,
но все живет грозой,
и дышит все грозою.
ПЕВИЦА
СТАРЫЙ ДРУГ
Маленький занавес поднят. В зале движенье и шум. Ты выступаешь сегодня в кинотеатре "Форум".
Выглядишь раненой птицей, в перышках пули тая. Стать вестибюльной певицей - это Победа твоя?
Здесь фронтовые песни слушают невсерьез. Самое страшное, если даже не будет слез.
Хочешь растрогать? Не пробуй... Здесь кинопублика вся с пивом жует бутерброды, ждет, чтоб сеанс начался.
Публика не понимает что ты поешь, почему, и заодно принимает музыку и ветчину.
А на экране фраки, сытых красоток страна, будто победа - враки, или не наша она.
Эти трофейные фильмы свергшиеся, как с небес, так же смотрели умильно дяденьки из СС.
Нас не освободили. Преподнесли урок. В этой войне победили ноги Марики Рокк.
Мне снится старый друг, который стал врагом, но снится не врагом, а тем же самым другом. Со мною нет его, но он теперь кругом, и голова идет от сновидений кругом. Мне снится старый друг, крик-исповедь у стен на лестнице такой, где черт сломает ногу, и ненависть его, но не ко мне, а к тем, кто были нам враги и будут, слава Богу. Мне снится старый друг, как первая любовь, которая вовек уже невозвратима. Мы ставили на риск, мы ставили на бой, и мы теперь враги — два бывших побратима. Мне снится старый друг, как снится плеск знамен солдатам, что войну закончили убого. Я без него — не я, он без меня — не он, и если мы враги, уже не та эпоха. Мне снится старый друг. Он, как и я, дурак. Кто прав, кто виноват, я выяснять не стану. Что новые друзья? Уж лучше старый враг. Враг может новым быть, а друг — он только старый...